Вторник
14.01.2025
13:01
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Детский сайт
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории каталога
До беременности [15]
Беременность [53]
Подготовка к родам [0]
Роды [21]
Как назвать ребенка [0]
Рейтинг роддомов [0]
Домашние роды [2]
Рассказы о родах [121]
Календарь беременности [40]
Рассказы о беременности [27]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 565

Главная » Статьи » Беременность » До беременности



СУРОГАТНОЕ МАТЕРИНСТВО: ЗА И ПРОТИВ
СУРОГАТНОЕ МАТЕРИНСТВО:
ЗА И ПРОТИВ

   На протяжении  всей истории   существования человечества одной из главных   целей   брака считаются дети. Именно с их рождением и воспитанием связаны наши мечты, заботы и надежды. Но не всем дано ощутить радость отцовства и материнства, так как в соответствии с медицинской статистикой   20%   всех супружеских пар не обладают естественной способностью к рождению детей. Несмотря на то, что человек с древних времен пытался найти решение этой проблемы,    только    в последние годы благодаря использованию искусственных методов репродукции человека появилась возможность изменить ситуацию. Проведение операции по искусственному оплодотворению   и   имплантации эмбриона позволило супругам обрести надежду стать родителями.
   Однако применение этих методов репродукции все же вызывает немалое количество проблем этического, медицинского и юридического характера.    Большинство споров возникает вокруг применения суррогатного (заменяющего) материнства,    сущность которого заключается в том, что женщина с помощью искусственного оплодотворения соглашается выносить и родить ребенка для супружеской   пары,   не могущей  по состоянию здоровья иметь детей.
   Противники суррогатного материнства, в первую очередь к ним относится церковь, считают, что его реализация влечет за собой пренебрежение глубочайшей эмоциональной   связью, которая устанавливается между матерью и младенцем во время беременности2. Кроме этого, представители церкви, признавая важность деторождения, не считают его единственной целью брака. Определяя брак как "таинство любви", они видят этическую ценность сексуальных отношений супругов в полной и взаимной самоотдаче, где душа и тело становятся едины. При этом такое единение не сводится только к воспроизводству человеческого рода. Православная церковь, принимая идею синергии, т.е. сотворчество Бога и человека в преображении мира, вместе с тем отвергает всякую претензию    последнего заменить собой Творца мироздания. Поэтому, если муж бесплоден, и медицина не в состоянии ему помочь, жена должна принять его таким, каков он есть, не пытаясь в той или иной форме найти ему подмену.
   Несколько поиному к решению проблемы суррогатного материнства подходит мусульманская религия. Так как в странах, исповедующих ислам, разрешена полигамия, то суррогатной матерью может быть другая жена мужа.
   Практика заменяющего материнства подвергается критике и за возможность коммерциализации. Она заключается в том, что данный метод может быть использован как средство эксплуатации женщин в роли платных инкубаторов, производящих детей для богатых заказчиков. И таких фактов немало. Недавно в Молдове была разоблачена преступная организация, занимающаяся переправкой детей за рубеж. Матери  "доноры" уже в период беременности знали, куда будут отправлены младенцы. В Венгрии было возбуждено уголовное дело против врачагенетика Эндре Цейзеля, который вместе со своей партнершей,   находящейся   в Америке, также занимался аналогичным "бизнесом".
   О запрещении использования суррогатного материнства в коммерческих целях говорится в Брюссельской декларации   Всемирной медицинской ассоциации (1985 г.). Представляется необходимым закрепление этого  положения  и  в молдавском законодательстве. Кроме того, данный метод может применяться только   в   учреждениях государственной и муниципальной системы здравоохранения и лишь в случаях, когда заказчица по состоянию здоровья не может    самостоятельно выносить и родить ребенка.
   Уменьшению риска коммерциализации сурогатного материнства может способствовать и то, что в •качестве заменяющих матерей могут выступать родственники бесплодной пары, которые будут относиться к ребенку с неподдельной любовью.  Например,  в Австралии в 1994 году был снят ряд ограничений с закона об использовании суррогатного материнства, что позволило сестрам и кузинам генетических родителей стать заменяющими матерями. В штате Северная Каролина (США) сестра женщины, которая сама не в состоянии была выносить ребенка, была оплодотворена спермой ее мужа и в мае 1994 года родила ребенка.   Прежде   чем принять такое решение, супруги шесть лет лечились от бесплодия. Англичанке Эдит Джонс был пересажен эмбрион, созданный путем слияния яйцеклетки ее дочери  22летней Сюзанны и спермы ее мужа  23летнего Крича Ленгстона. Первый же случай вынашивания ребенка матерью вместо бесплодной дочери зарегистрирован в ЮАР в 1987 году.
   При использовании метода суррогатного материнства между потенциальными родителями  и женщиной, которая согласилась выносить и родить ребенка, как правило, заключается письменный договор. В этом договоре должны оговариваться:

1. Компенсации расходов на медицинское обслуживание:
2. Потери в заработке;
3. Место проживания суррогатной матери в период беременности;
4. Медицинское учреждение, где будет происходить искусственное оплодотворение;
5. Последствия рождения неполноценного ребенка;
6. Обязанность суррогатной матери соблюдать все предписания врача, направленные   на   рождение здорового ребенка и др.
    Кроме бесплодной пары и суррогатной матери, участниками договора могут быть супруг заменяющей матери, врач,   который   должен провести  операцию  по искусственному оплодотворению, акушер, психиатр, психолог, орган государственной власти, удостоверяющий этот договор.
    В случае, если суррогатная мать на момент заключения договора состояла в браке, то согласие мужа на участие жены в осуществлении   данного метода является необходимым условием действительности договора, так как на него (на мужа) также возлагаются   некоторые обязанности, выполнение которых необходимо для благополучного протекания беременности и рождения полноценного    ребенка (например, прохождение обязательного медицинского осмотра с целью выявления
инфекционных заболеваний).
    Включение акушера в состав участников договора суррогатного материнства представляется необходимым для того, чтобы бесплодные супруги могли получать полную  информацию  о состоянии суррогатной матери в период беременности.
Обязанностями психиатра и психолога при заключении договора является изучение психического и психологического состояния кандидата в суррогатные матери, помощь сторонам в достижении согласия по вопросам, возникающим в период вынашивания ребенка, психологическая поддержка суррогатной матери на всем протяжении беременности, родов и в послеродовой период.
   Если суррогатная мать остается анонимной, то целесообразно заключать договора:

1. Между суррогатной матерью и медицинским учреждением, где будет проводиться искусственное оплодотворение и дальнейшее наблюдение за протеканием беременности.
2. Между этим медицинским   учреждением   и супругамизаказчиками.
При заключении договора возникает вопрос: будет ли он иметь юридическую силу в случае, если суррогатная мать откажется после родов отдать ребенка супругамзаказчикам?
   Впервые этот вопрос рассматривался в 1984 году в Великобритании в связи с деятельностью Национального центра "заменяющего" материнства в Вашингтоне4. Именно по его заказу две англичанки за вознаграждение согласились стать суррогатными матерями для бездетных американских пар. Этот акт повлек за собой   ряд правовых последствий. В январе 1985 года, после рождения одной из женщин ребенка, суд низшей инстанции по искуоргана социального обеспечения вынес решение о задержании новорожденного на  несколько  дней  в роддоме.  В результате последовавшей за этим апелляции генетического отца Высокий суд вынес решение, основанное на волеизъявлении заменяющей матери, которая отказалась от  ребенка  в  пользу заказчиков. В марте 1987 года суд в Стаффорде решил вопрос об оставлении двойни в пользу суррогатной матери,   так  как  она отказалась отдать детей и не взяла причитающиеся деньги. В этом же году в США, в штате НьюДжерси состоялся суд, причиной которого также стало нежелание вынашивающей матери Мэри Уайтхед отдать ребенка после его рождения супружеской чете Стернов. Однако в этом случае суд принял сторону бездетной пары и лишил М. Уайтхед материнских прав. Верховный суд своим решением сохранил права Стернов на опекунство ребенка, но наделил суррогатную мать правами материвизитера. В Калифорнии по аналогичным обстоятельствам было вынесено судебное постановление об отобрании ребенка у биологической матери и помещении его в детский приют. В результате она была вынуждена отдать младенца генетическим родителям. Приведенные примеры показывают, насколько неоднозначным является решение данной проблемы на Практике.
   Разные мнения по этому поводу высказываются и в научной литературе. Некоторые ученые в решении вопроса о том, кто является юридическими родителями в случае   спора, отдают приоритет биологической матери5 В обоснование этой точки зрения заложены прежде всего соображения этики, суть которых сводится к тому, что беременность и роды ставят выносившую мать ближе к ребенку, чем генетическую.
По мнению ряда ученых, независимо от того, есть или нет договор, с момента рождения ребенка между ним  и  родившей его женщиной возникает семейноправовая связь, которая не нуждается ни в каком договорном опосредовании.
   Противоположной точки зрения  придерживаются другие ученые, считающие, что родителями ребенка в любом  случае  должны признаваться    супруги, являющиеся заказчиками и предоставившие генетические материалы, так как биологическое   родство определяется именно им, а не вынашиванием в теле женщины7. Соглашаясь с тем, что всякое серьезное нарушение в организме беременной женщины может негативно отразиться на развитии зародыша, следует подчеркнуть разницу между биологической связью и биологическим родством:
первая прекращается с момента рождения, вторая же сохраняется и передается из поколения в поколение.
   В интересах потенциальных родителей высказываются и словацкие ученые Я. Дрогонец и П. Ходерка. Они исходят из того, что заменяющая мать, оставив ребенка у себя и доказав отцовство мужа из пары заказчика   в   судебном порядке, может потребовать взыскания алиментов на содержание ребенка.
   Несколько поиному подходят к решению этой проблемы австрийские ученые X. Финлей и Дж. Сихомбинг, которые считают, что суррогатная мать может считаться   юридической только в том случае, если яйцеклетка для эмбриона взята из ее организма. Если же   донором   является женщина из бесплодной пары, то матерью ребенка является именно она.
   Думаю следует поддерживать позицию тех ученых, которые высказываются в пользу биологической ма' тери. Потенциальные заказчики должны учитывать при заключении договора возможность того, что после рождения ребенка он не будет им передан. А для того, чтобы снизить риск невыполнения договора со стороны суррогатной матери необходимым   условием должно быть наличие у нее своих детей, ибо тогда она может предположить свое отношение к будущему ребенку,  так как уже познала     материнские чувства. Кроме того, суррогатная мать, так же как и донор при искусственном оплодотворении, должна оставаться анонимной (за исключением тех случаев, когда в роли суррогатной матери выступает родственница).  В этом случае уменьшается вероятность подачи необоснованного иска    на    взыскание алиментов  со стороны заменяющей  матери  в случае оставления ребенка у себя. Некоторые ученые предлагают установить сроки, в период которых суррогатная мать может расторгнуть контракт  с  супругамизаказчиками. Например, по мнению М. Юна, она может отказаться от выполнения договора в период беременности.   А   согласно английскому законодательству соглашение о передаче родительских прав недействительно,   если   оно предъявлено менее чем через шесть недель после рождения ребенка. Кроме того, само по себе желание родителей не является достаточным условием для передачи родительских прав  на это требуется специальное решение суда.
   В соответствии с законодательством штата НьюГемпшир (США), женщина, выносившая и родившая ребенка,   имеет  правопередать его заказчикам в течение 72 часов с момента рождения.
   Молдавское законодательство, закрепляя приоритет биологической матери, не конкретизирует, в течение какого времени она может отказаться от подтверждениясвоего  решения.   Если исходить из того, что ребенок   должен   быть зарегистрирован не позднее одного месяца с момента рождения и, учитывая, что материнские чувства могут появится именно после рождения  ребенка,  то, вероятно, это и есть тот период времени, в течение которого вынашивающая мать   должна   принять решение.
   Если суррогатная мать после рождения ребенка подтвердила свое согласие о его передаче заказчикам, то впоследствии она не может оспорить запись в качестве родителей лиц, заключивших с ней договор.
   В то же время и супруги, давшие   согласие   на имплантацию   эмбриона другой женщине, не вправе при оспариваний отцовства и материнства, ссылаться на эти обстоятельства. Данного положения, направленного, в первую очередь, на защиту интересов ребенка, нет в нашем Кодексе о браке и семье. Решение данной проблемы лежит в принятии нового Гражданского Кодекса и, соответственно, вслед за ним нового Кодекса о браке и семье. Необходимо и внесение дополнений в уголовное законодательство по данной проблеме.

Е. ЩУЧКИНА, юрист.

Литература:
1. "Комсомольская правда", 25 февраля 1997 года.
2. Я. Дрогонец, П. Ходерка, "Современная медицина и право", М., 1994 г., с. 170.
3.     Балашов     О.Н. "Искусственное оплодотворение: что думает православие?" //Человек N 3, 1995 г., с. 79.
4. Рубанов А.А. "Генетика и правовые         вопросы материнства   в   законодательной   и   судебной практике стран Запада". М., 1988 г., с. 120.
5.   Антокольская   М.В. "Семейное право". М., 1996 г., с. 196.
6.. Красавникова Л.О. "Понятие и система личных, не связанных с имущественными   прав   граждан (физических    лиц)    в гражданском праве РФ". Екатеринбург, 1994 г., с. 120.
7. Малевина М.Н. "Человек и медицина в современном праве", М., 1995 г., с. 99.
8.. Я. Дрогонец, П. Ходерка "Современная медицина и право", М., 1994 г., с. 99.
9.   Афанасьева   В.Г. "Правовое   регулирование оказания     коммерческих медицинских услуг в США". М., 1995 г., с. 71

Категория: До беременности | Добавил: kukareku (04.11.2008)
Просмотров: 956 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Друзья сайта


Статистика


Copyright MyCorp © 2025
Конструктор сайтов - uCoz