ПЕЛЕНАНИЕ РЕБЕНКА. КАК ПРАВИЛЬНО ПЕЛЕНАТЬ НОВОРОЖДЕННОГО РЕБЕНКА
Наталья Белоусова Ассистент кафедры детских болезней Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова, к.м.н., врач высшей категорииГоворя о младенце или
новорожденном ребенке, мы представляем себе
маленькое беспомощное существо, завернутое в
пеленки. Издавна было принято пеленать детей, причем
думали, что чем тщательнее ребенок завернут, тем
лучше. Применялись так называемые свивальники —
длинные узкие полосы ткани, которыми обвивали
младенца поверх пеленок. Считалось, что при этом
ребенок будет спокойным, а когда подрастет —
станет красивым и стройным. В таком положении
движения были невозможны, а сам малыш, по
образному выражению английского
писателя-юмориста Джерома К. Джерома, «напоминал
постельный валик, в котором все перья сбились на
один конец». Впоследствии свивание сочтут
вредным, диким обычаем. На смену свиванию пришло тугое
пеленание, когда старались выпрямлять ноги и
руки, тем самым насильственно изменяя
физиологическую (то есть естественную) позу
ребенка. Тугое пеленание не только стесняет
движения: в таком положении у малыша
затрудняется дыхание, нарушается
кровообращение. В последнее время высказываются
сомнения в необходимости пеленания —
предлагается практически сразу после рождения
надевать на младенца кофточки, ползунки,
комбинезоны, а если позволяет температура
окружающей среды, то и вовсе оставлять ребенка в
легкой распашонке и подгузнике. Это практикуется
в основном в странах с теплым климатом.
Естественно, что в этой ситуации обогреватели не
используются. Вспомним мексиканские и
бразильские телесериалы: там младенцы
практически раздеты, лишь вынося ребенка на
улицу, мать пользуется легким покрывалом.
Безусловно, в этом есть рациональное зерно:
ребенку предоставляется полная свобода
движений, вне пеленок он занимает удобное для
себя положение. Но в то же время ребенок еще
«помнит» тот комфорт, который он испытывал,
находясь внутри материнского организма:
температура окружающей среды была постоянной, а
необходимое питание и кислород поступали через
сосуды пуповины, которой он был неразрывно
связан с матерью. Даже когда ребенок мочился, это
не доставляло ему никаких неудобств. Внутри организма матери ребенок
находится в ограниченном пространстве, в
типичной для этого периода развития
эмбриональной позе: голова наклонена к груди,
конечности согнуты и прижаты к передней
поверхности тела. Эмбриональная поза оптимальна
для нормального течения родов. Поэтому вполне естественно, что
переход из привычной среды существования в новую
должен происходить постепенно, и в первые две-три
недели жизни ребенка это в определенной степени
достигается постоянным пеленанием. На третьей —
четвертой неделе жизни, а иногда и раньше
наступает следующий этап: ребенку надевают
ползунки — сначала в дневные часы, а затем и на
ночь, хотя некоторые дети лучше спят в пеленках. В настоящее время принято
свободное пеленание: очень важно, чтобы малыш мог
свободно двигать и руками, и ногами. Одежда
ребенка должна защищать его от большой потери
тепла, но в то же время не вызывать перегревания и
не стеснять движений. В первые два-три дня после
рождения ребенка пеленают с руками, потом руки
оставляют свободными. На ночь после купания
лучше пеленать с руками. Как же правильно пеленать
ребенка? На пеленальном столике разворачивают
теплую пеленку, затем на нее кладут тонкую
пеленку — тоже развернутую. В качестве
подгузника можно использовать сложенную в
несколько раз марлю или пеленку или надевать
одноразовые подгузники (использование
одноразового подгузника обеспечивает свободное
пеленание, а если вы используете тканевой
подгузник, то для свободного пеленания нужно
сделать подгузник не из одной тонкой пеленки, а
из двух, или из одной теплой). В случае если
используются подгузники из ткани, между
пеленками можно поместить маленькую клеенку
размером 30х30 см. На ребенка сначала надевают
распашонку из тонкой хлопчатобумажной ткани или
натурального трикотажа. В зависимости от
температуры воздуха в помещении, используют
распашонку — обычную или с зашитыми рукавами.
Распашонку запахивают сзади, расправляют на
спине, чтобы не было складок, и загибают. Затем
надевают кофточку или теплую распашонку, которую
запахивают спереди и также подворачивают выше
пупка. Ребенка кладут на подготовленное на
пеленальном столике белье, надевают одноразовый
подгузник, или, в случае использования тканевого
подгузника, закладывают его между ног,
захватывая ягодицы и половые органы. Затем
ребенка заворачивают в тонкую пеленку так, чтобы
ее верхняя часть доходила до подмышечных впадин
(руки оставляют свободными). Нижний конец пеленки
обертывают вокруг ноги во избежание потертостей,
снизу пеленку подгибают. Ноги не выпрямляют:
ребенок должен свободно двигать ногами. Затем
ребенка заворачивают в теплую пеленку. Пеленать
ребенка нужно обязательно перед каждым
кормлением, а между кормлениями — в том случае,
если он мокрый и беспокоится. Таким образом, основной принцип
свободного пеленания — не ограничивать движений
ребенка и дать ему возможность занять удобное
положение. Не надо путать термины «свободное» и
«широкое» пеленание. Широкое пеленание — это
выполняемый с лечебной целью специальный
ортопедический прием, который используется при
патологии тазобедренных суставов. К сожалению, у большинства детей
первых месяцев жизни отмечается нарушение
мышечного тонуса. В связи с этим оправдано раннее
надевание ползунков или комбинезонов, в которых
дети получают возможность свободно двигаться и
ощущают себя комфортнее, чем в пеленках. На ноги
необходимо надевать теплые носочки. Во время сна
ребенка укрывают одеялом. Малыша необходимо периодически
выкладывать на живот; ему удобнее, если в это
время он находится вне пеленок. Наконец, нужно подумать и о
родителях: ухаживать за ребенком, который
«носит» ползунки, легче, чем при использовании
пеленок. Грязное детское белье хранят и
стирают отдельно от белья взрослых. Пеленку,
которую ребенок обмочил в первый раз, достаточно
прополоскать в теплой воде и подсушить. Если она
обмочена во второй раз, ее необходимо простирать
с моющим средством. Недопустимо подсушивать
мокрые пеленки, не простирывая их. Пеленки,
запачканные испражнениями, замачивают в тазу и
немедленно стирают. Накопившееся за день грязное
белье простирывают с применением современных
моющих средств, предназначенных специально для
детского белья (мыло, стиральный порошок),
вручную или в стиральной машине. Для сушки белье
развешивают так, чтобы его никто не мог задеть.
Высушенное белье следует в первые две недели
жизни ребенка проглаживать с двух сторон, в
дальнейшем — по усмотрению родителей.
Использованные одноразовые подгузники собирают
в полиэтиленовые пакеты, затем выбрасывают,
предварительно завязав пакет. Существуют
специальные пластиковые контейнеры для
использованных подгузников. В заключение хочу посоветовать
молодым мамам организовать быт как можно
рациональнее. Конечно, ребенок в первые месяцы
жизни требует повышенного внимания, но ведь и вы
нуждаетесь в отдыхе! Кладем: 1 теплую пеленку; 1 тонкую пеленку, сложенную вчетверо; 1 тонкую пеленку, сложенную треугольником; 1 тонкую пеленку-подгузник. | Кладем: 1 теплую пеленку; 1 тонкую пеленку, сложенную вчетверо; 1 тонкую развернутую пеленку; 2 тонких или одну теплую пеленку-подгузник. |
|