Два взгляда на одну проблему
Многие школы для молодых родителей и их малышей предлагают своим
будущим мамам и папам такой вид занятий, как динамическая гимнастика
для грудничков. Но далеко не все знают, что это за гимнастика, зачем
она нужна и насколько она безопасна для малыша. Не давая никаких
советов и не принимая за родителей ребенка конкретных решений, мы
предлагаем вниманию читателей мнения двух специалистов об этой
гимнастике.
Динамическая гимнастика входит в общий курс оздоровительных и
развивающих занятий с новорожденным наряду с такими мероприятиями, как
массаж, игры, закаливание. Определимся с понятиями, ведь далеко не
каждый родитель имеет четкое представление об этих тренингах, а стало
быть, и о тех возможностях, которые они предоставляют ребенку.
Динамическая гимнастика — система развивающих упражнений для грудных
детей, распространенная в самых различных модификациях. Динамическая
гимнастика включает элементы массажа, обычной гимнастики, упражнений
для развития вестибулярного аппарата. Только степень такого воздействия
в динамической гимнастике выше. Основное отличие этой гимнастики от
обычной — это большее количество динамики (движения), в отличие от
традиционных комплексов, где малыш, как правило, лежит, а его руками и
ногами двигает взрослый в том или ином направлении.
Вариантов динамической гимнастики много — от экстремальных сценариев
ее выполнения до постепенных и мягких. Необычно, что часть упражнений
проводится не на столе, а в воздухе. Многие из "воздушных" упражнений
описаны еще в начале XX века. Занимаясь динамической гимнастикой с
малышом, взрослый держит его: за две или одну ручку, за две или одну
ножку, обхватывает руками туловище. Основные движения — висы, качания,
вращения, перевернутые упражнения ("вверх ногами"), подбрасывания и
даже забрасывания на руку, на плечо или на бедро взрослого. Большинство
детей с радостью воспринимают такой способ общения со взрослым и с
собственным телом. Эти упражнения легко даются ребенку из-за высокой
врожденной подвижности его суставов. При правильных хватах и движениях
риск травмировать ребенка невелик.
Для чего это нужно?
Занимаясь с ребенком таким видом развивающих упражнений, мы одновременно достигаем нескольких целей.
Во-первых, это важно для физического развития малыша. Динамическая
гимнастика — это инструмент коррекции мышечного тонуса ребенка.
Известно, что после рождения ребенок еще в течение нескольких месяцев
находится в позе, которую мы называем "внутриутробной" — с согнутыми
ручками и ножками. Это происходит из-за повышенного тонуса
мышц-сгибателей, причем этот тонус неравномерно повышен в разных
мышечных группах. Присмотритесь к своему ребенку, когда он спит, и вы
увидите, что одна ручка согнута в большей степени, чем другая; то же
самое с ножками. Это происходит из-за несогласованной работы различных
зон головного мозга на этом этапе жизни. Это как "вспышки": возбуждение
какой-либо зоны мозга приводит к сокращению соответствующей мышцы тела.
Такие неожиданные мышечные подергивания могут напугать даже самого
ребенка, например во сне. В результате повышается уровень возбуждения,
вызванного избытком стимуляции, исходящей из собственного тела. Чтобы
помочь организму ребенка гармонизировать, упорядочить процессы
возбуждения и торможения в нервной и, как следствие, в мышечной
системе, применяют массаж и динамическую гимнастику. Хорошо, если с
ребенком занимается человек, которому малыш очень доверяет, — в первую
очередь, это, конечно, его мама. Мать своими руками "лепит" тело
ребенка, обозначая его границы, воздействуя при этом на тактильную и
мышечно-суставную чувствительность. В результате снимается избыточный
мышечный тонус. Кроме того, эти упражнения активизируют перистальтику
кишечника, укрепляют сердечно-сосудистую, иммунную систему, адаптируют
организм к нагрузкам, а стало быть, к стрессовому воздействию изменений
окружающей среды.
Во-вторых, это конечно же еще один способ общения ребенка с матерью
— возможность увидеть ее улыбку и глаза и свое отражение в них,
услышать ее голос, почувствовать ее руки. Ребенок узнает себя через
глаза матери. Это для него как зеркало. Не случайно в психотерапии
используется лечение зеркалом и улыбкой: пациент смотрит в зеркало,
улыбается себе, узнает себя сам. Глаза дают ребенку чувство уверенности
в том, что его держат, заботятся о нем. Ребенок первых месяцев жизни
должен получить большую порцию аудиальной, визуальной, осязательной
чувствительности от матери. В результате появляется базовое доверие к
Миру, формируется желание и способность с ним взаимодействовать, что
благоприятным образом отзовется во взрослой жизни подрастающего
человека. Таким образом, проведение динамической гимнастики
способствует психическому развитию ребенка и становлению гармоничных
материнско-детских отношений.
Для кого предназначена динамическая гимнастика?
Теперь о том, каким детям в первую очередь нужны эти занятия.
Показания и противопоказания можно согласовать с педиатром. Но особый
разговор о детях — "кесарятах". Дело в том, что в случае планового
кесарева сечения ребенок извлекается из матки ("рождается") на 3-5-й
минуте от начала операции. В результате такой ребенок лишен
адаптационного периода со всеми его фазами, как это происходит при
прохождении через естественные родовые пути в течение нескольких часов.
Согласно законам теории адаптации, у организма есть потребность в
физиологическом стрессе как необходимом условии развития. Вспомним
определение основоположника теории стресса физиолога Ганса Селье:
"Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему
требование". В результате такого ответа организм реализует свою
потребность осуществить приспособительную функцию и восстановить
нормальное состояние. При этом активируется и усиливается один из
базовых инстинктов организма — инстинкт выживания. А начинается это с
ситуации родового процесса с его внезапностью начала, многочасовым
усилением мышечного напряжения, нарастанием кислородного голодания в
процессе схваток и непредсказуемым изменением среды обитания с
необходимостью дальнейшего выживания в условиях разнообразных сенсорных
нагрузок. Продолжительность процесса позволяет ребенку адаптироваться к
изменяющимся условиям, выработав приспособительные реакции. В случае же
кесарева сечения ребенок попадает "с корабля на бал", не успевая
подготовиться, потеряв некоторые фазы процесса адаптации.
В перинатальной психологии считается, что интранатальный (родовой)
опыт важен для дальнейшего развития человека, становления таких
качеств, как целеустремленность, выносливость, терпение в достижении
цели, и отражается на способности проявлять эти качества в будущей
взрослой жизни. Можно предположить, что, будучи лишенным "входящего"
опыта преодоления стрессовой нагрузки, человек в какой-то мере
(учитывая перинатальную память тела) может отличаться снижением волевой
сенсорики в дальнейшем. Это тогда, когда есть цель, но не освоен путь
ее достижения. В момент своего рождения тело не познало своего опыта.
Это, конечно же, восполнимо. Вот тут-то на помощь и может прийти
динамическая гимнастика, чтобы научить тело (а значит, и психику)
ребенка выдерживать, переживать усиленные, пороговые нагрузки,
вырабатывать адаптационную устойчивость. Ребенок растет более
энергичным, подвижным, активным, практически не болеет. У него
прекрасная координация, быстрая реакция, хороший аппетит и крепкий сон.
Основные правила
Занятия проводят при температуре воздуха 22-25°С, в помещении или на
открытом воздухе. Если вы уже начали закаливать своего ребенка, то
температура воздуха в помещении может быть и ниже. Важно прикасаться к
ребенку теплыми, мягкими руками — уверенно и нежно. Свои руки перед
этим можно размягчить скрабом, что повысит их чувствительность. Тело
малыша кремом не смазывают.
Для занятий используют время бодрствования ребенка, когда он
наиболее расположен к контакту, но не ранее, чем через час после еды.
Для справки: периоды бодрствования резко увеличиваются после 1,5
месяцев жизни при переходе от нормальной аутистической фазы развития
младенца (когда бодрствованию он явно предпочитал сон, предохраняющий
от избыточного влияния внешней среды) к началу становления
субъект-объектных отношений — взаимодействия с другими. С этого
возраста можно расширять комплекс развивающих упражнений. Выполнять
подобный комплекс следует ежедневно или несколько раз в день, начиная
всякий раз в качестве разминки с традиционных массажных приемов
поглаживания, растирания, разминания, пассивных упражнений для рук и
ног, а затем переходя к динамическим воздействиям. Примерами
упражнений, входящих в комплекс динамической гимнастики, являются
покачивание ребенка вперед-назад в захвате за руки, вращение ребенка за
руки или за ноги вокруг вертикальной оси и другие.
С чего начать?
Начинать следует с самых простых упражнений, соблюдая закон
постепенности нарастания нагрузки — неделю за неделей увеличивая темп,
амплитуду и время. В некотором смысле такое воздействие является
стрессогенным для ребенка. Важно знать меру, соблюдать закон золотой
середины. Во время занятий может возникнуть сопротивление
скачкообразному приросту нагрузки в виде мышечного напряжения, испуга,
недовольства и даже плача. В этом случае целесообразно задержаться на
достигнутом или даже спуститься на более низкую ступень. У каждого
ребенка свой темп овладения упражнениями. На каждом занятии создавайте
предпосылки для более сложных упражнений. Иногда требуется
приостановить занятие, сменить упражнение, прижать ребенка к себе, с
тем чтобы вновь продолжить, но без надрыва, без усилий.
Сила рождается там, где нет усилий!
Елена Зуева
акушер-гинеколог, к.м.н.,
врач-психотерапевт, перинатальный психолог
Если говорить о динамической гимнастике, то нельзя не отметить следующие моменты.
Во-первых, если вы сделали свой выбор в пользу такого несколько
экстремального варианта физического развития вашего малыша, вы должны
знать, что для занятий динамической гимнастикой есть противопоказания,
которые должны заставить родителей категорически отказаться от
динамической гимнастики. К таким противопоказаниям, в частности,
относятся: дисплазия тазобедренного сустава — заболевание, при котором
неправильно расположены элементы тазобедренного сустава (подробнее о
его терапии вы можете прочитать в статье "Лечение... пеленками",
опубликованной в №9 журнала "9 месяцев"), повышенный мышечный тонус,
повышенный объем движений в суставах, причиной возникновения которого
являются особенности соединительной ткани. Понятно, что родители сами
не в состоянии определить наличия или отсутствия таких состояний или
заболеваний у малыша. Поэтому, прежде чем приступить к подобной
практике, необходимо проконсультироваться с врачом. Известно, что
первый осмотр ортопеда и невропатолога, которые могут исключить эти
состояния и заболевания, для большинства детей происходит в 1 месяц,
тогда как многие родители-новаторы начинают заниматься с детишками с
первых дней после рождения — сразу после выписки из родильного дома.
Поэтому, если вы решились заниматься с малышом именно с помощью
динамической гимнастики, то не забудьте проконсультироваться с доктором.
Во-вторых, следует учесть, что у детей раннего возраста связки очень
эластичные и нежные. Неправильно потянул за ручку — травма: подвывих
или вывих сустава. В то время как изменение состояния хрящей и
связочного аппарата происходит в основном из-за нарушения
кровообращения в этих областях. В условиях создавшейся гипоксии
(недостатка снабжения кислородом области суставов) происходят их
структурные изменения, что и ведет к потере упругости и эластичности.
Помимо этого занятия динамической гимнастикой являются рискованными
из-за большой вероятности падений, результатом которых может быть не
только безобидный синяк, но и серьезные внутричерепные кровоизлияния и
другие травмы.
С другой стороны, рекомендации инструкторов о как можно более раннем
начале занятий динамической гимнастикой также имеют под собой
основания, так как если вы начинаете заниматься после 6 месяцев, то
масса малыша уже велика, то есть нетренированные связки сразу
испытывают большие нагрузки и риск травм возрастает.
В-третьих, учесть и своевременно оценить все противопоказания и
побочные эффекты может только специалист, поэтому не пытайтесь сами
заниматься с малышом. Упражнения должен проводить мануальный терапевт
или врач-реабилитолог, прошедший специальную подготовку.
Единственным бесспорным положительным моментом занятий является то,
что молодые родители стремятся больше общаться с малышом, развивать
его. Но ведь для того чтобы заниматься с ребенком, развивать его
физически и интеллектуально, можно применять и другие, давно
разработанные, хорошо зарекомендовавшие себя методики, такие, как
массаж, пальчиковая гимнастика. Справедливости ради надо сказать, что
любая методика требует предварительной консультации специалиста. Чем
больше общения, любви, ласки, улыбок получит младенец с первых дней
жизни, тем легче будет его адаптация и больше доверие к миру.
Конечно, выбор варианта развития малыша, а также ответственность за
выбранный метод в полной мере лежит на родителях. Поэтому, выбирая
методику, необходимо изучить все ее аспекты и тщательно взвесить все
"за" и "против".
Дмитрий Райский
врач педиатр, к.м.н., Астраханская государственная медицинская академия