Что и как слышит малыш
Известно, что человек начинает воспринимать звуки еще в утробе
матери. Существуют данные, что плод реагирует на них уже с 16-й недели
беременности — и это притом, что формирование звукового анализатора в
целом заканчивается только к 24-25-й неделе. Самую первую "квартирку"
маленького человечка у мамы внутри никак нельзя назвать тихой. В жизнь
крохи постоянно врывается целая симфония звуков: это и ритмичный шум
движения крови по сосудам, и удары материнского сердца, и дыхание
(что-то вроде огромных кузнечных мехов), и бульканье кишечника, и мамин
голос, и, наконец, звуки из внешнего мира — правда, изрядно искаженные.
Таким образом, к моменту рождения ребенок имеет не только
сформированный, но 1 достаточно "натренированный" орган слуха. В
освоении окружающего мира, которым немедленно займется ваш малыш,
именно зрению и слуху предстоит играть ключевую роль, в особенности для
"изучения" удаленных предметов — тех, которые нельзя хорошо
рассмотреть, потрогать, понюхать, отправить в рот. Импульсы,
поступающие в центральную нервную систему от органов слуха и зрения,
способствуют правильному развитию малыша.
Для дальнейшего развития слуха ребенку потребуются постоянные и
разнообразие стимулы. Одним из них будет для малыша мамин голос, уже
знакомый ему по "прошлой", внутриутробной, жизни. К нему присоединятся
голоса окружающих, "бытовые" звуки и вскоре, конечно же, игрушки,
которые значительно разнообразят звуковую картину вокруг малыша, будут
способствовать становлению зрительно-слухового сосредоточения, а в
дальнейшем помогут научиться различать звуки, будут стимулировать и
развивать координацию движений.
Известно, что новорожденный различает звуки с разницей в громкости
около 12 децибелов, а в дальнейшем человек научается дифференцировать
звуки с разницей в десятые доли децибела. Интенсивность звучания
детских игрушек может составлять до 100 децибелов. Между тем
оптимальная интенсивность звучания игрушек, предназначенных для ребенка
первого года жизни, — 40-60 децибелов (так называемый речевой диапазон,
соответствующий интенсивности звучания человеческой речи). Родителям
следует знать о том, что звуки, интенсивность которых превышает 90
децибелов, способны вызвать у малыша избыточное возбуждение или даже
повреждение органа слуха.
Примерно к 2-4 неделям у ребенка появляется ориентировочная реакция
на звук: малыш пытается определить его источник. Кроме того, с
возрастом значительно развивается способность различать высоту звука:
младенец в 3,5 месяца различает звуки с разницей не менее 17 тонов (!),
а примерно к 7 месяцам умеет отличать друг от друга звуки с разницей
0,5 тона. Такому интенсивному развитию слуха, как уже говорилось,
помогает соответствующая стимуляция, в том числе и звучащие игрушки.
Кстати, они чаще всего бывают яркими и красочными, что способствует
формированию сложных рефлекторных связей: сначала слухо-зрительных, а
затем — слухо-зрительно-двигательных. Давайте разберемся, какие именно
игрушки нужны крохе.
Ваш выбор?
Итак, что же можно посоветовать родителям, в нерешительности
остановившимся перед прилавком с грудой поющих, звенящих и пищащих
вещиц?
- Звук игрушки должен быть приятным, негромким и мелодичным.
- Выбирайте
игрушки простой формы, избегайте излишней пестроты, перегруженности
внешними деталями и кричащих красок: все это может утомлять и пугать
младенца.
- Выбирайте только те
игрушки, которые по душе вам самим. Вам должен импонировать не только
внешний вид, но и музыкальная "начинка", ведь мелодию вам придется
слушать неоднократно... Хорошо, если игрушка будет проигрывать не одну
мелодию, а несколько, причем в разном темпе.
Первой игрушкой малыша с успехом может стать мобиль. Движения
ярких фигурок, подвешенных над кроваткой, побуждают его фиксировать
взор, следить за ними. Звон от подвешенных предметов или нехитрая
мелодия завораживают и заставляют прислушиваться.
Как только ребенок научится фиксировать взор, ему, скорее всего, очень понравятся неваляшки
— красивые и мелодичные. Неваляшек можно располагать на столе, где
переодевается ваше чадо, в ванной на полочке и т. д. С 1-2 месяцев
ребенка следует выкладывать на живот для игры, и тогда они опять же
очень пригодятся.
Примерно с 1-1,5 месяцев ребенку понадобятся погремушки —
одиночные, на ручке, и "растяжные" — на кроватку, коляску. В
зависимости от высоты расположения, их можно и просто рассматривать
(чтобы игрушка привлекла внимание малыша, не обязательно, чтобы она
двигалась: достаточно просто расположить ее на расстоянии 25-35 см от
лица), и ударять по ним (сначала случайно, позже — намеренно), и
хватать ручкой.
С 2-3 месяцев интересное разнообразие в звучащий мир вокруг малыша могут внести музыкальные носочки и браслетики
— со специально вшитыми погремушками или бубенчиками. Такие забавные
предметы можно купить или смастерить самим. Они учат кроху знакомиться
со своим телом и управлять им.
С момента, когда малыш научится касаться предметов намеренно, полезны развивающие коврики
(раньше кроха их только разглядывал, теперь может трогать). Они не
только привносят в окружающий ребенка мир новые звуки (треск, шуршание
и т. п.), но также развивают осязательные функции и мелкую моторику,
что, как известно, полезно для последующего развития речи.
С 4-6 месяцев, когда ручки будут лучше слушаться своего маленького хозяина, хороши различные пищалки (те, которые издают характерный звук при сдавливании).
Примерно со второго полугодия, когда двигательные и координационные
возможности малыша значительно расширяются, в ход пойдут всевозможные музыкальные инструменты
— настоящие и стилизованные: дудочки, свистульки, ксилофоны, губные
гармошки, барабаны, бубны, всевозможные электрические звучащие игрушки
(например, детские пианино). Кстати, ничего страшного, если песенка,
которую "исполняет" такая игрушка, будет звучать на иностранном языке:
в этом возрасте ребенок еще не понимает текста песни и реагирует только
на мелодию.
Игрушки — в помощь диагностике
Следует заметить, что звучащие игрушки могут стать не только
"учебным пособием", но и средством диагностики. К сожалению, сейчас
рождается немало детей со сниженным слухом. Заподозрить это состояние
родители могут уже в первые месяцы жизни малыша. Расстояние, с которого
здоровые дети воспринимают разнообразные звуки (голос, шепот, звук
пищалки, свистульки, погремушки) одинаково для всех малышей одного
возраста. Чем младше ребенок, тем меньше это расстояние. Для ребенка 2
месяцев оно составляет от 1,5 до 3 метров. В дальнейшем оно
увеличивается в среднем до 3-5 метров. С помощью звучащих игрушек
родители самостоятельно могут проверить состояние слуха своего ребенка.
Как это сделать?
Определить, услышал ли ребенок звук, можно по его реакциям, которые
тем более выражены, чем более громким и резким был звук. Малыш может
встрепенуться, замереть на 1-2 секунды, у него могут вздрогнуть веки,
"удивленно" расшириться глаза и т.п. А в возрасте 4 месяцев все
здоровые дети обязательно поворачивают голову в сторону источника
звука. Если ребенок не реагирует на звучащие игрушки, можно заподозрить
у него снижение слуха.
Проверять слух в домашних условиях следует вдвоем: один подает
звуки, другой следит за реакциями малыша. Ребенка, еще не умеющего
сидеть, кладут на пеленальный столик. Наблюдатель склоняется над ним и
ласковыми словами привлекает к себе внимание ребенка, общается с ним. В
это время помощник с расстояния 3-4 метра слева или справа производит
звуки с помощью пищалки или погремушки. Наблюдатель, продолжая
разговаривать с ребенком, отслеживает его реакции. Если малыш не
реагирует на звук, помощник приближается на полметра и повторяет свои
действия. Если требуется, помощник продолжает приближаться до
расстояния 50 см от уха ребенка.
Получив первую реакцию на звук, помощник начинает отходить на те же
пол метра и снова производит звуки (это необходимо для того, чтобы
уточнить максимальное расстояние, с которого ребенок воспринимает
звук). Так же проверяется другое ухо (для этого источник звука
располагают с противоположной стороны). Важно, чтобы эта процедура не
утомила ребенка, поэтому проверять слух можно с перерывами, в несколько
"приемов".
Следует иметь в виду, что слишком громкий звук может испугать ребенка.
Если вы заподозрили неладное, не теряя времени, обратитесь к
специалисту сурдологу. В настоящее время возможна диагностика
тугоухости даже у новорожденных. Чем раньше вы заметите снижение слуха
у ребенка, тем раньше можно будет скорректировать это состояние,
yвeличив шансы малыша на полноценное развитие.
Татьяна Савинова
Врач высшей категории,
заведующая Детским городским сурдологическим
консультативно-диагностическим центром