Когда малышу исполняются 3 месяца, большинство родителей испытывает
облегчение: налаживается определённый режим дня, по некоторым движениям
ребёнка можно угадать, чего он хочет, обычно в этом возрасте дети
хорошо спят ночью по 6-8 часов. Вместе с тем, происходит интенсивное
нервно-психическое развитие детей: дифференцируется слуховое и
зрительное восприятие, улучшается моторная деятельность, ребёнок
начинает активно гулить и лепетать.
На четвёртом месяце ребёнок уже приподнимает голову из
положения на спине. Лёжа на животе, он приподнимается, опираясь на
локти и предплечья. При поддержке подмышки хорошо опирается на ножки.
Заметно совершенствуются движения мышц. Ребёнок пытается поворачиваться
со спины на бок, менять положение тела, пытаясь дотянуться до игрушки.
Если малыш в период бодрствования подолгу занимается игрушками,
ощупывает их, удерживает вложенный в руку предмет, то это можно считать
хорошим показателем его развития. Стремясь достать привлёкшую внимание
игрушку или предмет, малыш поворачивается на бок, со спины на живот,
пытается подползти к игрушке, то есть использует новые движения.
3-4-х месячный ребёнок подолгу разглядывает свои руки, лёжа на спине, с удовольствием изучает их, засовывая в рот.
В 5-ти месячном возрасте малыш открывает для себя новый
предмет для сосания — свои ноги. Сняв носочек и засунув ножку в рот, он
смеётся от удовольствия.
К шести месяцам многие дети могут сидеть самостоятельно,
а с поддержкой — все малыши. И теперь они смотрят на мир так же, как и
взрослые, оглядываясь вокруг и изучая все предметы и людей, попадающие
в поле зрения.
Быстрыми темпами идёт психическое развитие. Малыш к пяти месяцам
узнаёт маму, папу, сестрёнку или братика и всех близких, кто ухаживает
за ним более или менее регулярно. Малыш реагирует на тон речи. Не
понимая слов, улавливает основной смысл обращения к нему по интонации.
Подолгу певуче гулит. С удовольствием слушает мелодичную музыку, ему
нравится, если мама читает ему детские стихи. Своё отношение к
окружающему пытается выразить различными оттенками лепета.
Приблизительно в 5-6 месяцев многие дети начинают ползать. В
это время полезно отгородить в комнате безопасное место и предоставить
малышу полную свободу действия. Он с удовольствием заползет в каждый
уголок, будет ощупывать каждый предмет (необходимо позаботиться о
безопасности малыша заранее — убрать всё, что может сломаться, упасть
на него, обезопасить электрические розетки, не давать ему мелких
предметов и игрушек, которые могут сломаться).
В 5-6 месячном возрасте в жизни малыша появляются новые предметы
обихода: кружка и ложка, с помощью которой малышу дают прикорм. С этого
же возраста можно прививать малышу навыки опрятности — умывать и
переодевать после кормления, вытирать рот салфеткой, если он испачкался.
К шести месяцам многие дети начинают произносить отдельные
слоги ("па-па", "ба-ба", "ма-ма", "да-да", "дай" и т.д.), повторяя их
за взрослыми. Поэтому всем, кто ухаживает за ребёнком, необходимо
постоянно разговаривать с ним, при этом чётко произносить слова.
Возраст 5-6 месяцев — это возраст становления эмоционального
общения. Чем больше любви и нежности вы подарите своему малышу, тем
большая отдача ждёт вас в будущем. Не бойтесь говорить малышу о том,
как его любите, ласкайте его, общайтесь с ним — и наградой вам будет
счастливая детская улыбка.
Ирина Быкова, irleon2000@mail.ru, детский врач и по совместительству мама двоих детей.