РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА 3 МЕСЯЦ
Что умеет ребенок?
- узнает лица мамы и папы, смеется при общении;
- капризничает и хнычет, протестующе кричит;
- гулит, воркует, ведет диалог со взрослым;
- попадает руками по висящим над кроваткой игрушками;
- захватывает игрушку и тянет ее в рот;
- приподнимает голову, лежа на животе и опираясь на предплечья;
- переворачивается со спины на бок;
- упирается ножками в твердую поверхность при поддержке под мышками;
- держит голову и управляет ею;
- находит источник звука и света.
Все большая роль в обращении принадлежит улыбке. Плач постепенно
отходит на второй план и становится выражением явного физического или
эмоционального дискомфорта. А знаете ли вы, что специалисты-неонатологи
различают у 3 месячных младенцев более 70 видов
улыбок!? Как ни странно, обычная мама, внимательная к своему малышу,
может легко достичь тех же результатов. Главное – по максимуму общаться
с сынишкой или дочуркой!
А еще в этом возрасте ребенок начинает смеяться. Заливисто и
искренне. При отрицательных эмоциях кроха громко или разгневанно
кричит, особенно когда испуган, недоволен, или хочет настоять на
«своем».
Малыш уже умеет и капризничать – обычно это связано с тем, что ему
просто-напросто скучно. Капризничая, детишки хнычут, плачут « не
по-настоящему». Поговорите с ребенком, поиграйте, возьмите на руки,
расскажите сказку или потешку – и его личико вновь озарит улыбка!
Стоит завидеть маму или папу, как младенец раздражается радостным
гулением, воркованием и громкими вокализациями. Поворкуйте в ответ, и
ваше общение превратится в полноценный диалог, с множеством оттенков и
интонаций! В разговоре малыш обычно участвует всем телом, размахивая
ручками и ножками.
Кстати, ручки к 3 месяцам уже вполне разворачивают
кулачки. И в один прекрасный день ребенок обнаруживает сначала
существование рук, которые вполне осознанно засовывает в рот, пытается
попасть ими по висящим над кроваткой погремушками, а затем ног. Сосать
пятку – это ли не прекрасно!
Развивается еще одно умение – теперь, прежде чем попытаться попасть
по игрушке, покачать, потянуть в рот, кроха долго и внимательно
разглядывает ее, словно раздумывает, будет ли стоить результат
приложенных усилий… К трем месяцам исчезает большинство врожденных
рефлексов, и их место постепенно занимают осознанные навыки; что
касается условных рефлексов, то они прогрессирующе нарастают.
Малыш не только поднимает голову, но и крутит ею во все стороны,
поворачивает ее в поисках игрушки, человека, источника звука или света.
Ему уже нетрудно поднять и грудь, теперь он может лежать, опираясь на
предплечья.
Многие младенцы к концу 3 месяца умеют
перекатываться, особенно отталкиваясь от бортика кроватки. Море
удовольствия доставляет пинание мяча, который можно положить у ножек
ребенка в кроватку или манеж. В этом возрасте детишки с удовольствием
будут слушать сказки ( особенно рифмованные или ритмизированные ),
стихи, играть в потешки, «подпевать» маминой колыбельной.
Если ваш ребенок уже «открыл» ручки и ножки, помогите ему
познакомиться с другими частями тела. Покажите сначала на себе – ведь
нет ничего занимательнее маминого лица – где носик, ротик, глазки. А
потом дотроньтесь до личика крохи. Научите малыша высовывать язык,
надувать щеки, шлепать губами – он с радостью станет повторять за вами
эти движения, столь важные для формирования речевой активности.
Ребенок будет в восторге, если вы станете танцевать в ним, кружиться
под легкую, плавную музыку, раскачиваться из стороны в сторону. Кстати,
малыш может стать для вас замечательным «тренажером»: держите чадо на
руках, делая зарядку. Польза и вам – больше нагрузка, и ему – ваши
движения, сердечный ритм будут передаваться младенцу, и его мышцы будут
работать синхронно с вашими.
Поиграем?
Стимулируйте
малыша фиксировать взгляд на движущихся и неподвижных предметах,
побуждайте к более длительному сосредоточению на предмете. Возьмите в
руку яркий шарик; когда ребенок поймает его взглядом, начните
перемещать шарик слева направо, вверх-вниз. Говорите при этом: «Где же
шарик? Посмотри, вот он где!»
Активно используйте игрушки, издающие различные звуки. Перемещением
звучащих игрушек привлекайте внимание малыша. Звените игрушкой слева,
справа, сверху и снизу. Спрашивайте: «Где звенит? Динь-динь! А сейчас
где?»
Дайте возможность младенцу совершать как можно больше ощупывающих
движений руками. Одновременно ребенок должен видеть предмет, который он
ощупывает. Для этого вложите в руку крохи предмет и привлеките его
внимание к этому предмету. Форма, величина, фактура таких предметов
должна быть разнообразной, но удобной для захватывания. Произносите
звуки, которые вы слышали от малыша: «абу», «агу», «бу-бу», «а-а-а»,
«о-о», «га-га» и т.п.
Игра в «прятки»
Накиньте платок себе на голову, спросите: «Где мама? Куда мама
спряталась? Найди маму!» Помогите малышу, если у него не получается,
откройтесь сами и похвалите обязательно. А теперь набросьте платок на
ребенка, как будто он спрятался сам. «Где мой Святослав? Нет
Святослава. Куда же он убежал?» Снимите платок: «А-а-а, вот где мой
Святослав!» Продолжайте играть с малышом, пока ему это интересно,
придумывая различные варианты данной игры.
Развитие движений ребенка
В этом возрасте движения ребенка еще несовершенны: мышцы
только-только освобождаются от гипертонуса. И вот младенец несмело и
неловко начинает двигать ручками. Воспользуйтесь этим при занятиях с
ним.
Поощряйте любое желание ребенка двигаться. Положите сбоку от
младенца яркую игрушку, чтобы она привлекала его внимание, и помогайте
тянущемуся к ней малышу осторожно перевернуться со спины на живот.
Игра «Забавные пяльцы»
Привяжите к пяльцам колокольчики или бубенцы. Подвесьте их на ленте
над кроваткой. Покачайте пяльцы, чтобы ребенок услышал, как звенит
колокольчик, и обратил внимание на забавную подвеску. Поговорите с
малышом, погладьте его ручки и направьте их к игрушке. Постепенно
младенец научится сам захватывать колокольчики и звенеть. Тренировка
захвата поможет справиться с гипертонусом и раскрыть ладошку, ведь это
еще и массаж.
Чтобы ладонь быстрее раскрылась, надо чаще разминать и массировать
пальчики малыша. Лучше всего это делать в игровой форме. Кроме движения
рук, необходимо обратить внимание на развитие локомоторики ( совместных
движений всего тела ).
На 3 месяце младенец учится высоко поднимать
голову, лежа на животе и опираясь на предплечья. Это умение можно
тренировать, высоко поднимая и опуская привлекательную игрушку перед
личиком малыша.
Когда малыш бодрствует в положении на животе, покажите ему
что-нибудь очень интересное, например неваляшку: внимание карапуза
привлечет яркая окраска, приятный звук. А главное – ее улыбающееся
лицо. Не забывайте, что шейные мышцы у ребенка пока еще слабые, и он не
может долго удерживать голову, поэтому длительность тренировки не
должна превышать 1-1,5 минуты. Также следите, чтобы кроха симметрично
опирался на оба локтя.
К 3 месяцу младенец, если его придерживать
подмышками, крепко упирается ногами в твердую поверхность. Предлагаем
вам игру, совмещающую тренировку упора и массаж подошв.
Упражнение «Большие ноги шли по дороге»
Вам
понадобятся: неваляшка, детский крем, коврик с шершавой поверхностью.
Погладьте ножки малыша, в том числе ступни. Нанесите на покрытие
пеленального столика крем и налейте немного воды. Возьмите ребенка под
мышки и уприте ногами в стол. Читая чаду стишок, выполняйте скользящие
движения по гладкой поверхности.
- Большие ноги
- Шли по дороге:
- Топ-топ-топ,
- Топ-топ-топ.
- Маленькие ножки
- Бежали по дорожке:
- Топ-топ-топ,
- Топ-топ-топ.
Теперь подстелите коврик с шершавой поверхностью и, читая стишок,
выполняйте скользящие шаги. Внимательно наблюдайте за поведением
ребенка, убедитесь, что ему не больно, и он с радостью принимает ваши
действия. В конце игры потолкайте неваляшку ножками малыша.
Для обучению ползанию положите игрушку на таком расстоянии от
ребенка, чтобы он не мог ее схватить. Помогите малышу приблизиться к
ней, подставив ладонь к ступням ног, чтобы он смог упереться и
оттолкнуться. |