Первые месяцы жизни ребенка
Тесты психофизиологического развития детей
Молодые мамочки порой забывают, что младенец – вовсе не кабачок на
грядке а самый настоящий человечек. И кроме граммов и сантиметров стоит
обращать внимание на такую важную составляющую человеческой личности,
как правильное развитие и своевременное развитие психических функций ребенка.
Ведь это гораздо более верный показатель здоровья ребенка! Давайте
вместе проверим, все ли с крошкой в порядке? Что он умеет, а чему его
можете научить вы?
Ребенку первый месяц
- Коснитесь указательным пальцем щеки младенца. В ответ
здоровый малыш поворачивает голову в сторону раздражителя, открывает
рот и совершает сосательные движения. Если прикосновение не вызывает
никакой реакции, повторите его несколько раз, слегка поглаживая ребенка
пальцем по щеке.
- Вложите палец в ладошку малыша.
Ребенок захватывает палец, как только вы касаетесь руки, и удерживает
его. Придерживая за запястья, аккуратно приподнимайте кроху над
кроватью, старайтесь, чтобы он держался сам, а вы бы его только
страховали.
- Если ребенок кричит и беспокойно двигается,
быстро и высоко поднимите его и держите на руках приблизительно под
углом в 45 градусов. Малыш успокаивается в тот момент, когда вы его
поднимаете или вскоре после изменения положения.
- Если
поведение малыша беспокойно, нужно помахать погремушкой непосредственно
возле детской кроватки. Ребенок успокоится, он как бы сосредотачивается
и прислушивается к звуку погремушки. ( Однако это не значит, что таким
образом вы сможете отвлечь малыша от желания оказаться сухим или
покушать. Кстати, чем более он настойчив в этих требованиях, тем лучше.
)
- Зажженный карманный фонарик поместите на расстоянии 1
м в поле зрения ребенка, находящегося в слегка затемненном пространстве
( повесьте над кроватью большой темный платок ). Глазки младенца должны
задержаться на несколько секунд на пятне света.
- Склонитесь
над кроватью так, чтобы тень покрывала поле зрения ребенка, потом
медленно отодвигайтесь в сторону. Глаза малыша должны на секунду
задержаться на движущейся тени.
- Кусочком ваты делайте
движения, как при чистке носа ( без прикосновения к слизистой ).
Ребенок уклоняется от прикосновения, отворачивает голову в сторону или
двигает ею.
- Младенец лежит на животе, ручки в согнутом положении на уровне головы. Хотя бы на мгновение ребенок может поднять голову.
- После
того как малыш немного пососал, соска или грудь отнимается. Кроха
придвигает голову к соске, груди или бутылочке и пытается схватить
ртом.
- В возрасте одного месяца на обращение взрослого у ребенка
начинает появляться улыбка. У отдельных новорожденных улыбка появляется
раньше, уже на 2-й неделе. А во сне сытый и сухой младенец со 2-й
недели улыбается регулярно – это так называемая «физиологическая»
улыбка.
К концу первого месяца, сосредоточившись на лице
взрослого, малыш может вслед за ним высовывать язычок. И улыбка, и
движения языка развивают речевой аппарат, поэтому стимулируйте их
появление! При общении с взрослым ребенок издает тихие гортанные звуки.
Повторяйте их, копируя ритм и мелодику – так вы вступаете в первый
«разговорный» диалог с малышом. Все эти движения еще рефлекторны.
Рефлексы у вашего крохи проверяли сразу после появления на свет. На
них же обращает внимание невропатолог при первом посещении поликлиники.
Однако одной проверки мало. Основываясь на рефлексах, делайте с малышом
зарядку, играйте в различные игры – ведь рефлексы специально даны
новорожденному. Как прообраз будущих сознательных движений. Стимулируя
и поддерживая их, вы развиваете мозг любимого чада, готовя его к
осмысленным движениям, повышая интеллект.
Ребенку второй месяц
- Находясь вне поля зрения ребенка, погремите погремушкой.
Малыш автоматически должен повернуть голову в направлении звука. При
этом реакции на отдельные раздражители уже ясно отличаются. Так, на шум
трещотки ребенок реагирует бурно, двигая ручками и ножками, а при
непрерывно звучащем свистке успокаивается и лежит с широко открытыми
глазами. Прерывистое звучание свистка вызывает у малыша неудовольствие,
а удары по дереву – наморщивание лба. Продолжительность звукового
раздражителя не должна превышать 30 секунд.
- Если
младенцу на лицо положить пеленку, он будет производить неспецифические
движения всем телом, но освободиться от пеленки сам пока не сможет.
- Возьмите
ребенка на руки, в горизонтальном положении, поддерживая под голову, и
чуть-чуть опустите руку. В течение нескольких секунд кроха будет
удерживать голову прямо. Лежа на животе, малыш уже хорошо держит
голову.
- Пребывание в возбужденном состоянии, ребенок
успокоится, если вы с ним начнете разговаривать. Говорить следует не
менее 30 секунд.
- Вы делаете все так, как будто
собираетесь кормить малыша, но грудь или бутылочку пока не даете.
Младенец реагирует определенным образом на положение кормления. Он
открывает рот, поворачивает голову в сторону, делает сосательные
движения, выражает нетерпение.
- Привяжите веревочку к
красному кольцу и медленно, на расстоянии 25 см от личика ребенка,
перемещайте кольцо в продольно направлении. В ответ должно наблюдаться
согласованное движение глаз малыша: они, то имаются, то опускаются.
Теперь совершайте красным кольцом круговые движения. Глаза ребенка
движутся за ним согласованно. Если вы будите быстро приближать кольцо к
лицу малыша, вы получите в ответ реакцию мигания, а если медленно –
реакцию общего оживления.
Главное умение, приходящее на втором месяце жизни ребенка,
- яркая реакция на маму ( или человека, постоянно ухаживающего и
общающегося с крохой ) – так называемый «комплекс оживления». При
обращении мамы наблюдается ответная улыбка, малыш радостно дрыгает
ручками и ножками, извивается всем телом, появляются первые спонтанные
вокализации.
Ребенку третий месяц
- Если на расстоянии двух метров перед ребенком водить яркой
игрушкой, он будет следит за ней взглядом. Малыш лежит на спине. Вы на
расстоянии 25 см перемещаете яркую игрушку, которая, в конце концов,
исчезает из поля зрения ребенка, при этом в течение нескольких секунд
он продолжает смотреть вслед исчезнувшей игрушке.
Малыша на руках носят по комнате ( его взгляд обращен не на вас, а в
противоположную сторону комнаты ). Кроха обращает внимание на яркие
предметы и внимательно смотрит на них.
- Ребенок лежит на животе. Сбоку ( в 25 см ) гремит
погремушка. Младенец поворачивает голову в сторону звука. В положении
на животе ребенок должен удерживать голову в течение 90 секунд.
- Когда вы разговариваете с малышом, он на вас внимательно смотрит, улыбается, появляется гуление, «комплекс оживления».
Склонившись над ребенком, измените мимику своего лица, и малыш будет
имитировать вашу мимику. Если же наклоняется чужой человек, кроха на
мгновение замирает и внимательно его разглядывает. Затем расплывается в
неуверенной улыбке, особенно, если незнакомец демонстрирует
доброжелательную реакцию.
- Если подвесить в пределах досягаемости игрушку, то случайно
натолкнувшись на нее, малыш замрет на некоторое время, «соображая», что
же произошло.
- Лежа на животе, ребенок может опираться
на предплечья, а полусогнутыми ногами о твердую опору. Находясь в
хорошем настроении, начинает играть пальцами своих рук, изучает их.
На третьем месяце ребенку предстоит научиться двум
«великим вещам». Первое – узнать, что у него есть руки и ими можно
производить различные движения. Второе – научиться различать маму (
«своих» ) и «чужих» людей.
«Хватайка»
В возрасте от двух до трех месяцев у ребенка
возникают ощупывающие движения. С этого момента происходит включение
центров тактильного анализатора коры больших полушарий. Движения
пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние
на развитие высшей нервной деятельности.
Поиграйте с крохой следующим образом: в раскрытую младенческую
ладошку, добиваясь рефлекторного схватывания, вкладывается шарик
диаметром 2-2,5 см. Подбираются шарики, различные по весу, по материалу
( пластмассовый, деревянный и т.д. ), самодельные матерчатые, из
гладкой или махровой ткани, твердые и мягкие.
Шарики, подвязанные на ленточке, спускаются в ладонь малыша сверху.
Это упражнение дает ребенку относительную самостоятельность, упражняя в
схватывании. Потягивая шарик за ленточку, при этом, не вынимая его из
ладони крохи, взрослый стимулирует более сильное схватывание.
Аналогичное упражнение можно выполнять и с палочками ( диаметр
сечения 1-1,5 см, длина 25 см ). Подбираются палочки круглые, гладкие,
ребристые. Взрослый вкладывает палочку в одну или обе ручки ребенка.
Держа палочку посередине, подтягивает ее к себе, стимулируя более
крепкое схватывание.
Хорошо давать вкладыши в виде небольших валиков из клеенки,
махровой, ситцевой ткани. Они стимулируют движения рук ( схватывание,
сжимание ), развивают тактильную чувствительность ладони. |