РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА 4 МЕСЯЦА
Что умеет ребенок?
- узнает маму ( или человека, постоянно ухаживающего ) и предпочитает его всем остальным;
- узнает голоса знакомых людей и отличает их от незнакомых;
- выводит рулады, произносит первые слоги;
- захватывает висящую игрушку одной ил одновременно двумя руками;
- улавливает свое имя и реагирует на него;
- приподнимает плечи и голову, лежа на спине;
- по-разному реагирует на знакомые и незнакомые вещи;
- выделяет «любимые» и «нелюбимые» игрушки;
- при кормлении играет с грудью или бутылочкой, поддерживает ее.
Когда малышу исполняется 4 месяца, жизнь в семье становится более упорядоченной и спокойной. Возможно, к этому времени уход за ребенком
уже превратится для вас в привычную рутину, хотя иногда к концу дня
кроха начинает капризничать. Дети, страдающие в первые месяцы от колик,
в этом возрасте уже более спокойны, и даже неугомонные малыши позволяют
мамам и папам поспать шесть часов подряд ( правда, не всегда ночью ).
С 4 месяцев слезы и улыбки ребенка уже не
рефлекторны, а вполне осмысленны. Младенцы не просто спят или
капризничают – любое действие имеет эмоциональный подтекст. Так дети
единственным доступным им образом выражают сложные чувства и свое
отношение к окружающим.
В первые три месяца настроение малыша зависело от
скопления газиков или желания покушать, а также от желания привлечь к
себе внимание взрослых. Теперь, в четыре месяца быстрое развитие мозга
( и соответствующее улучшение работы пищеварительной и нервной систем )
позволяет младенцу проявлять больший интерес к миру и событиям
«взрослой» жизни.
В этом возрасте ребенок уже может испытывать страх, разочарование,
любопытство и радость. Стабильная эмоциональная связь с любящими
родителями или заменяющими их людьми – вот фактор, обеспечивающий
нормальное умственное и психологическое развитие ребенка.
К 4 месяцам ребенок уже научился ассоциировать ваш
образ с приятными ощущениями и заботой, так что не удивляйтесь, когда
при вашем появлении губки малыша растягиваются в радостной улыбке.
На тесную эмоциональную связь, которая сформировалась между вами и
малышом, указывает множество признаков: младенец улыбается в ответ на
вашу улыбку, начинает лепетать, когда вы к нему обращаетесь или гладите
по головке, и не хочет вас никуда отпускать.
Забавные звуки
В 4 месяца большинство младенцев «просто не
замолкают», нужно только научиться их понимать. Например, речь малыша
часто начинается с попыток произнести открытые гласные звуки «а» и «о».
Как правило, первыми с уст младенца слетают неопределенные «п» и «б»,
ну и, конечно, любимица каждой мамы «м», поэтому вам может показаться,
что малыш говорит «мама».
Как узнать наверняка, что ребенок постепенно учит язык, если он пока
не произносит различимых слов? И в этом случае главное – отношения и
эмоциональная связь. Неудивительно, что ученые говорят о повышенной
способности к изучению иностранных языков детей, с которыми окружающие
много разговаривали именно в период, когда малышам было 4-6 месяцев.
Чаще разговаривайте с младенцем, рассказывайте ему о мире и
окружающих предметах, и слушайте, что он вам отвечает. Необязательно
включать крохе лингафонные курсы, аудиосказки или занимать его
обучающими игрушками; достаточно вместе разглядывать картинки и
говорить о том, что вы на них видите, рассказывать малышу о своих
планах и событиях прошедшего дня, показывать интересные предметы, когда
выходите на прогулку.
Развивайте у ребенка стремление к подражанию, особенно речевому.
Внимательно слушайте гуление малыша: выделите любимый звук сынишки или
дочурки и попробуйте повторить его во время «монолога». Присоединяйтесь
к «разговору» ребенка, и через некоторое время он начнет повторять звук
уже за вами. Вводите в ваши «беседы» новые звуки ( сначала надо брать
гласные ).
Осваиваем переворот
Чтобы
помочь ребенку научиться ( или тренироваться ) переворачиваться на бок,
поместите сбоку в детской кроватке большую яркую игрушку. Отодвиньте
эту игрушку подальше, чтобы малышу приходилось тянуться за ней. После
нескольких попыток младенца дотянуться до игрушки, пододвиньте ее к
нему. Привяжите к ручке или ножке малыша бубенчик на ленточке – это
очень понравится ребенку и позволит лучше ощущать свое тело.
На 4 месяце ребенок учится произвольно захватывать
игрушки; движения при этом становятся более четкими и точными. У малыша
возникают «ощупывания», он замечает возникновение и исчезновение
предметов, их качества ( например, тяжесть ), способен соотносить
различные свойства предметов ( оптические, звуковые и т.д. ).
Действия рук носят еще случайный характер, без целенаправленного
волевого усилия. У младенцев начинает появляться повторное притягивание
случайно схваченного предмета с последующим ощупыванием и
рассматриванием: теперь кроха обследует предмет губами и языком, может
бросить его в определенное место, например на пол, чтобы вызвать звук.
С 4 месяцев ребенок уже может лежать на животе,
приподнимая корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук. Под ладони
ребенка можно подкладывать плоские подушечки из поролона ( 1-1,5 сой ).
К подушечке нужно подобрать набор чехлов из разной по цвету и фактуре
ткани ( фланель, шелк, клеенку и т.д. ). К другой стороне чехла неплохо
бы пришить плоские пуговицы различной формы.
Лежа на животе и опираясь на предплечья, малыш держит ладони на
поверхности подушечки. Взрослый берет руку ребенка за запястье и
проводит ладошкой малыша по поверхности подушечки, стремясь вызвать
ощупывающие движения.
Полезны упражнения с ленточкой и шнурком: когда младенец лежит на
спинке, взрослый вкладывает ему в ручки гладкую ленточку, а затем
шнурок с узелками. Осторожно потягивая за один конец ленточку или
шнурок, взрослый побуждает малыша не только крепче схватывать предмет,
но и перехватывать его.
Предлагайте малышу для захватывания предметы различной формы (
мягкие игрушки, крупные кубики из конструктора, колечки разного
диаметра и т.д. ). Такие упражнения развивают и мелкую моторику, и
осязание.
Игры-потешки
Мама сажает ребенка на подушку, ритмично подбрасывает, а потом скидывает или скатывает вниз:
- Тушки-тушки, сели на подушке,
- Пришли подружки,
- Столкнули с подушки.
- Подниму дочушку ( сынульку ) на крутую горку.
- Бух! Покатились, с горки свалились.
Ребенок лежит на спине, мама сначала по очереди сгибает его ножки, потом сводит и разводит ручки:
- Ножки-топтыжки пошли молотить,
- Ручки-грабельки сено воротить.
Согнутые ножки приводить к животику, перевернуть на бочок:
- Толкачики – рогачики, оп!
- Перевертушки!
Тащить за ножки на себя:
- Поехали – поехали за солью, за солью.
Мама стучит по пяточкам малыша в такт потешке:
- Куй, куй, ковалек,
- Подай сапожок,
- На маленьку ножку
- Золоту подковку.
Мама гладит своей рукой, а затем ручками малыша по называемым частям тела:
- Тут лес ( волосы ),
- Тут поляна ( лоб ),
- Тут бугор ( нос ),
- Тут – сердце живет ( положите ручку ребенка и дайте ему послушать стук сердца ).
Театр одной мамы
Чтобы ваш малыш с удовольствием слушал стихи и сказки, их надо
рассказывать ярко и эмоционально. Можно даже устроить небольшой
кукольный театр с помощью игрушек, имеющихся у вас в доме. С 3-4
месяцев дети с восхищением следят за маленькими яркими зверьками, у
каждого из которых свой голос, тембр и ритм. К тому же таким образом
малыши учатся воспринимать и передавать эмоции, вместе с вами радуясь
вытянутой репке, плача над разбитым яичком, агукая вслед убежавшему
Колобку…
Исследования ученых показали, что дети, которым с первых недель
рассказывали стихи, в дальнейшем не имели никаких проблем с
запоминанием больших объемов рифмованного ритмизированного текста ( вы
не мучались в школе, заучивая стихи?! ). У них оказывался лучше развит
фонематический слух, наблюдалась большая восприимчивость к иностранным
языкам. |